Проект » Я и мое имя»

Posted on Updated on

3

20-28 февраля

Проект для 6 и 10 классов

Цели: Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

Направление работы:

  1. Узнать, что такое имя.
  2. Узнать об истории и происхождении имен.
  3. Определить самые популярные  и самые редкие имена в классе, школе,  что они обозначают.
  4. Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

Вопросы для беседы:

1)  отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше   от тех, которые дают сейчас?

2)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

Материал для чтения:

По словарю В.И. Даля:   «Имя — это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя — основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, — Спартака, царицы Ассирии — Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из семи «чудес света».

Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис — «совенок» или Хома-Хомани — «утреннее облачко». У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока — «тюлень», Хризис — «золото».

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк — чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу — называли Соботкой, первенца — Первушей, крикливого младенца — Бессонном или Неупокоем.

А почему же потом таких имен не стало?

Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок».

Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».

Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед  Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда мы  начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу — дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени — часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

  « Не имя красит человека, а человек имя.»

Домашнее задание: исследовать и написать значение своего имени и историю его происхождения.

Образцы работ 6-х классов:

Кармишалян Ваге, 6-4

Петросян Арам,6-1

Аршакян Нарек, 6-1

Еремян Лилик, 6-3

Степанян  Эдгар, 6-1

Авакян Астхик, 6-3

Минасян Рузанна, 6-2

Бояхчян Мане, 6-4

Арутюнян Давид, 6-3

Мелкумян Светлана, 6-1

Меликян Саркис, 6-1

Айнтабян Нане, 6-4

Торунян Мери,6-1

Мелконян Наре, 6-4

Степанян Джулия, 6-4

Ншанян Арег, 6-2

Вардумян Нане, 6-3

Нурджанян Мане,6-3

 

Образцы работ  учеников 10-х классов:

Степанян Давид

Асатрян Сирануш

Закарян Ашот

Абазян Тигран

Еприкян Шушан

Ватьян Левон

Геворкян Мане

Оганесян Гоар

Оставьте комментарий