Проект » Урок в музее. Картинная галерея. О.Айвазовский»
Неделя проектов 21-25 марта
для 8-х классов
Текст для изучения:
Возможно, мы найдем ответ в тайне происхождения и рождения мастера. Вот его автобиография.
Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая Родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война – этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря… В 1770 году русская армия осадила турецкую крепость Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасение и ребенок был пощажен. Ребенок этот, – вспоминает художник, – был мой отец. Добрый армянин, продолжает историю своей семьи Айвазовский, не покончил этим своего благодеяния. н сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дав ему фамилию Гайвазовский, от слова «гайваз», что на турецком языке означает «секретарь». Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, где и женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся торговыми операциями. Ко времени рождения младшего сына Ивана, которому в будущем суждено было стать прославленным на весь мир художником, Константин Гайвазовский потерял большую часть своего состояния из-за эпидемии чумы, неожиданно разразившейся в этом крае, и занимал скромную должность старосты феодосийского базара. Однако человек он был высокоодаренный от природы, знал около десятка восточных и европейских языков, много читал и уважал просвещение. Природный высокий интеллект и любовь к знаниям Константин Гайвазовский передал всем своим детям.. Не удивительно, что все три его сына, не смотря на скромное социальное положение отца, добились больших успехов жизни.
К десяти годам Ваня Гайвазовский самостоятельно научился играть на скрипке и увлеченно рисовал. Чудо-ребенок привлек к себе внимание местных меценатов, в числе которых был и градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Благодаря стараниям Казначеева, рисунки маленького Ивана Айвазовского были доставлены в Петербург и через вхожих ко двору знакомых показаны государю императору Николаю Павловичу. По высочайшему повелению одаренный мальчик был зачислен на казенный счет в Академию Художеств
Блестящее окончание курса Академии художеств за пять лет вместо семи. Стажировка в Крыму, В Италии, Франции, Нидерландах.
Было и есть немало художников-маринистов, которые превосходно пишут картины с изображением моря и кораблей, но Айвазовский уникален и не похож на своих предшественников.
Иван Константинович Айвазовский прожил 83 года и за свою долгую творческую жизнь написал более шести тысяч картин. Главным персонажем большинства его произведений являлась морская стихия.
Направления работы:
- Предварительное ознакомление с некоторыми биографическими фактами Айвазовского.
- Просмотр фильма “Иван Айвазовский.Сказки картинной галереи”. ( “Уроки тетушки Совы”)
- Выберите одну из картин с сайта, поместите ее в боге, подберите к ней музыкальну композицию и напишите сочинение-описание по данной картине.
В картинной галерее:
- Рефлексия: что мы знаем/ помним об Айвазовском ( после прочитанного, просмотренного фильма).
- Чтение учеником текста:
Настоящее имя художника — Ованес Константинович Гайвазовский, родился в Феодосии — небольшом городке на полуострове Крым. Жила семья Гайвазовских бедно. Мальчик в 10 лет уже работал в кофейне. Он прекрасно играл на скрипке и пел, но самой большой радостью было рисовать самоварным углём на стенах домов. Эта “настенная живопись” была замечена архитектором Кохом, который подарил бумагу и карандаши. А затем показал его рисунки начальнику города. Тот увёз мальчика в Симферополь в гимназию. Ему нужно было учиться.
Страсть к написанию моря сформировалась в художнике с самого детства. Этому способствовал морской пейзаж, окружавший его в Феодосии.
По окончании гимназии, Айвазовский был принят в Петербургскую академию художеств и окончил её с Большой золотой медалью.
Рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.
В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.
“Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, — говорил он.
В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.
В его мастерской с выкрашенными в тёмно-красный цвет стенами каждые несколько дней появлялась новая картина. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал более шести тысяч картин.
Самая известная картина была создана Айвазовским в 1850 г., и называется она “Девятый вал”.
- Какие вопросы у вас возникли по данной теме ( биографии, творчестве Айвазовского): вопросы направляются экскурсоводу.
- Лексическая работа:
Текст 1. ( читают ученики)
Самым ярким представителем романтического направления в русской живописи был замечательный художник И. К. Айвазовский. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Подобно гроссмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные полотна по памяти, не обращаясь к этюдам. Такие сеансы вызывали восторг поклонников. Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью. Созданные им образы стихии обобщали драматическую историю борьбы людей с природными силами.
(Это повествование, так как в данном отрывке рассказывается о становлении И. К. Айвазовского как художника.)
Текст 2.
Художник писал преимущественно морские пейзажи, поэтому его можно назвать маринистом. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то мы увидим, что, действительно, а это в свою очередь является одним из видов пейзажа, так как пейзаж – это и есть отражение состояния природы в искусстве.
( Это рассуждение, так как в тексте присутствуют доказательства того, что Айвазовский был маринистом и писал морские пейзажи)
Итак, маринист – это художник, рисующий морские виды)
Слова-помощники:
- громадная волна с пенистым гребнем, тёмный, бушующий океан;
- ощущение грандиозности происходящего; величие разбушевавшейся стихии;
- лавина водного потока;
- люди обессилены, испуганы, истощены неравной борьбой;
- противостояние людей и стихии;
- грозная морская стихия;
- отвага человека, мужество;
- мощь морской стихии, лучи восходящего солнца;
- огненное зарево, поглотившее всё небо и бросающее отблески на гребни волн;
- великий мастер пейзажа.
Образ | Состояние, действие | Краски, тон, цвет |
Море | Бушует, волнуется; занимает большое пространство; активное состояние | Тёмные тона; чёрный, тёмно-синий, зелёный с золотыми бликами |
Волна | Поднимается, пенится, рокочет, доходит до неба | Тёмно-синий |
Небо | Сливается с морем; по нему плывут облака; поднимается солнце | Серое, дымчатое, свинцовое |
Cолнце | восходит над морем; освещает путь; отражается, расплывается | Бледно-жёлтое, лимонное |
Задание на месте: выберите одну из картин, ответьте на вопросы:
- Чем поражает нас картина с первого взгляда?
- Кто является главным действующим лицом этой картины?
- Кто такие люди, изображенные на картине? Как они попали сюда? Что он делают? Как вы думаете?
- Какие чувства вызывает картина?
- Написать сочинение-описание по выбранной картине.
Домашнее задание: докончить дома сочинение, опубликовать его в блоге.