Проект » Урок в музее. Картинная галерея. О.Айвазовский»

Posted on Updated on

imgpreview

Неделя проектов 21-25 марта

для 8-х классов

Текст для изучения:

Возможно, мы найдем ответ в тайне происхождения и рождения мастера. Вот его автобиография.

Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая Родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война – этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря… В 1770 году русская армия осадила турецкую крепость Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасение и ребенок был пощажен. Ребенок этот, – вспоминает художник, – был мой отец. Добрый армянин, продолжает историю своей семьи Айвазовский, не покончил этим своего благодеяния. н сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дав ему фамилию Гайвазовский, от слова «гайваз», что на турецком языке означает «секретарь». Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, где и женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся торговыми операциями. Ко времени рождения младшего сына Ивана, которому в будущем суждено было стать прославленным на весь мир художником, Константин Гайвазовский потерял большую часть своего состояния из-за эпидемии чумы, неожиданно разразившейся в этом крае, и занимал скромную должность старосты феодосийского базара. Однако человек он был высокоодаренный от природы, знал около десятка восточных и европейских языков, много читал и уважал просвещение. Природный высокий интеллект и любовь к знаниям Константин Гайвазовский передал всем своим детям.. Не удивительно, что все три его сына, не смотря на скромное социальное положение отца, добились больших успехов жизни.

К десяти годам Ваня Гайвазовский самостоятельно научился играть на скрипке и увлеченно рисовал. Чудо-ребенок привлек к себе внимание местных меценатов, в числе которых был и градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Благодаря стараниям Казначеева, рисунки маленького Ивана Айвазовского были доставлены в Петербург и через вхожих ко двору знакомых показаны государю императору Николаю Павловичу. По высочайшему повелению одаренный мальчик был зачислен на казенный счет в Академию Художеств

Блестящее окончание курса Академии художеств за пять лет вместо семи. Стажировка в Крыму, В Италии, Франции, Нидерландах.

Было и есть немало художников-маринистов, которые превосходно пишут картины с изображением моря и кораблей, но Айвазовский уникален и не похож  на своих предшественников.

Иван Константинович Айвазовский прожил 83 года и за свою долгую творческую жизнь написал более шести тысяч картин. Главным персонажем большинства его произведений являлась морская стихия.

 

 

Направления работы:

 

  • Предварительное ознакомление с некоторыми биографическими фактами Айвазовского.
  • Просмотр фильма “Иван Айвазовский.Сказки картинной галереи”. ( “Уроки тетушки Совы”)
  • Выберите одну из картин с сайта, поместите ее в боге, подберите к ней музыкальну композицию и напишите сочинение-описание по данной картине.

 

В картинной галерее:

 

  • Рефлексия: что мы знаем/ помним об Айвазовском ( после прочитанного, просмотренного фильма).
  • Чтение учеником текста:

Настоящее имя художника — Ованес Константинович Гайвазовский, родился в Феодосии — небольшом городке на полуострове Крым. Жила семья Гайвазовских бедно. Мальчик в 10 лет уже работал в кофейне. Он прекрасно играл на скрипке и пел, но самой большой радостью было рисовать самоварным углём на стенах домов. Эта “настенная живопись” была замечена архитектором Кохом, который подарил бумагу и карандаши. А затем показал его рисунки начальнику города. Тот увёз мальчика в Симферополь в гимназию. Ему нужно было учиться.

Страсть к написанию моря сформировалась в художнике с самого детства. Этому способствовал морской пейзаж, окружавший его в Феодосии.

По окончании гимназии, Айвазовский был принят в Петербургскую академию художеств и окончил её с Большой золотой медалью.

Рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.

В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.

“Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, — говорил он.

В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.

В его мастерской с выкрашенными в тёмно-красный цвет стенами каждые несколько дней появлялась новая картина. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал более шести тысяч картин.

Самая известная картина была создана Айвазовским в 1850 г., и называется она “Девятый вал”.

 

  • Какие вопросы у вас возникли по данной теме ( биографии, творчестве Айвазовского): вопросы направляются экскурсоводу.
  • Лексическая работа:

 

Текст 1. ( читают ученики)

Самым ярким представителем романтического направления в русской живописи был замечательный художник И. К. Айвазовский. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Подобно гроссмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные полотна по памяти, не обращаясь к этюдам. Такие сеансы вызывали восторг поклонников. Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью. Созданные им образы стихии обобщали драматическую историю борьбы людей с природными силами.

(Это повествование, так как в данном отрывке рассказывается о становлении И. К. Айвазовского как художника.)

 

Текст 2.

Художник писал преимущественно морские пейзажи, поэтому его можно назвать маринистом. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то мы увидим, что, действительно, а это в свою очередь является одним из видов пейзажа, так как пейзаж – это и есть отражение состояния природы в искусстве.

( Это рассуждение, так как в тексте присутствуют доказательства того, что Айвазовский был маринистом и писал морские пейзажи)

Итак,  маринист – это художник, рисующий морские виды)

Слова-помощники:

  • громадная волна с пенистым гребнем, тёмный, бушующий океан;
  • ощущение грандиозности происходящего; величие разбушевавшейся стихии;
  • лавина водного потока;
  • люди обессилены, испуганы, истощены неравной борьбой;
  • противостояние людей и стихии;
  • грозная морская стихия;
  • отвага человека, мужество;
  • мощь морской стихии, лучи восходящего солнца;
  • огненное зарево, поглотившее всё небо и бросающее отблески на гребни волн;
  • великий мастер пейзажа.
Образ Состояние, действие Краски, тон, цвет
Море Бушует, волнуется; занимает большое пространство; активное состояние Тёмные тона; чёрный, тёмно-синий, зелёный с золотыми бликами
Волна Поднимается, пенится, рокочет, доходит до неба Тёмно-синий
Небо Сливается с морем; по нему плывут облака; поднимается солнце Серое, дымчатое, свинцовое
Cолнце восходит над морем; освещает путь; отражается, расплывается Бледно-жёлтое, лимонное

 

 

Задание на месте:  выберите одну из картин, ответьте на вопросы:

  • Чем поражает нас картина с первого взгляда?
  • Кто является главным действующим лицом этой картины?
  • Кто такие люди, изображенные на картине? Как они попали сюда? Что он делают? Как вы думаете?
  • Какие чувства вызывает картина?
  • Написать сочинение-описание по выбранной картине.

Домашнее задание: докончить дома сочинение, опубликовать его в блоге.

Оставьте комментарий